Перейти к содержимому

Корона Голицына

После Калининграда ехать куда-то со сложным и заморочным маршрутом не хотелось. И тут я вспомнил, что давно не был в Подольске, точнее — в селе Дубровицы, где стоит одна из самых необычных церквей на территории России.

Она не просто необычная, но и одна из самых загадочных по своему строительству. Ее классифицируют как «голицынское барокко» — и к такому стилю относится всего три или четыре постройки на территории России.

Борис Голицын впал в немилость и был вынужден удалиться с свое поместье, но вот кто был настоящим автором проекта (итальянцы? немцы? Зарудный, как предполагал в IV томе Истории русского искусства Грабарь?), кто принимал участие непосредственном строительстве и какие были мотивы, — об этом почти нет никаких данных.

Прежде всего, церковь поражает своей короной — вместо привычного купола. Поговаривают, что ее поставили именно для того, чтобы угодить царю и каким-то образом вымолить прощение. Но и якобы эта уловка не возымела действия.

Еще одна фантастическая вещь, невероятная для православных церквей, — это надписи по всей внутренней части купола на латинском языке. Про то, что статуи римского образца и традиции «нетипичны для православия», — об этом рассказывается достаточно часто, потому что таких церквей на самом деле полно. Но вот стихи латинского образца — да, это уникально.

Мы нарвались на какую-то дичайшую активити около Пахры, название которой, кстати, возводят по двум версиям к двум разным источникам: с одной стороны, сближают с пъх-, т.е. «пихать, толкать», с другой, «пъх-ра» почему-то объединяется в славянском своем корне с финно-угорским «озеро», в финском звучащее как järvi.

Считается наиболее доказанной версия про «пъх-ярве» или что-то в этом духе, мол, «река, выталкиваемая из озера». Мне лично осталось непонятным, почему два корня двух языков так сплелись. Либо «ярви» уже мыслилось как имя собственное и получалось «выпихиваемая из Ярви». Тогда понятно, почему объединились корни. Но такого я объяснения не видел.

Вокруг церкви пустили каких-то ряженых казаков, которые гоняли людей со ступенек, не позволяли им стоять или долго задерживаться около храма. Я помню, что мне объясняли, какая там фишка с этими ряжеными: якобы белый крест на красном фоне — это какие-то самозванцы (ну про Московский регион мы вообще молчим, тут это клоуны по определению), но я не могу вспомнить, что мне объясняли с точки зрения символов.

От Подольска до Дубровиц (обе — конечные) 2-3 раза в час ходит автобус 65 (прямо от автовокзала перед МЦК), поэтому пока мы ждали посадку в обратную сторону, немного посмотрели сами Дубровицы.

Дубровицы — это административно уже не часть Подольска, но отдельное сельцо, в котором нет улиц, а счет домов ведется сквозным способом, поэтому ничего удивительного, что, например, седьмой дом может быть рядом с тридцатым.

Здесь сохранились и здания дореволюционного образца, и советское, и постсоветское; а Дубровицкая школа была очень сильно изуродована в процессе реконструкции в течение 2007-2012. По общим очертаниям она, конечно, напоминает сталинский неоклассицизм, но пристройки в форме кичовых крылечек с безвкусными колоннами откровенно отсылают к лужковским временам.

На некоторых домах кто-то зачем-то там и сям наприсобачивал таблички с двоичным кодом, где зашифрованы отдельно стоящие символы латинского алфавита. В чем месседж — непонятно, объяснения мы не нашли.

28 August 2021. — Podolsk — Dubrovicy (Russia)