Перейти к содержимому

Пока границы на замке. Часть 2

День первый: [Санкт-Петербург — Красное Село — Копорье — Котельский — Котлы — Усть-Луга] — Вистина — Косколово — Кингисепп — Ивангород.

На Вистине нужно остановиться подробнее. Она стоит того.

Эту деревушку ижоры считают одним из своих основных поселений, и именно здесь сосредоточены усилия по спасению ижорского языка.

По состоянию на 2010 — оставалось лишь 123 носителя.

Мы разговорились с женщиной-активисткой (ее сын вывесил на доме указатель на ижорском), которая нас уверяла, что сейчас «подрастает поколение щебечущих на ижорском лучше, чем на русском», но истинность ее слов нам проверить нигде не удалось.

Не удалось нам попасть и в Музей ижорской культуры — мы приехали уже совсем поздно, а музей закрывается где-то в 15.30.

Поселок стоит достаточно далеко от магистральных маршрутов. Сюда три или четыре раза в день ходят автобусы до станции «Ручьи-2», но городок не производит впечатление заброшенного.

У вполне себе прилично выглядящего отделения Почты России Костя попытался впечатлить Влада тем, что «сейчас позвонит с мобильного на номер уличного таксомата». Вот тут вышла неувязочка: звонок не проходил, хотя Ростелеком уверяет о наличии такой услуги.

Костик пообщался с котиком — и мы выдвинулись в сторону Косколово, где у меня в партитуре были какие-то заброшенные дамбы, но в действительности мы проплутали вокруг да около и даже не смогли понять, как подобраться к по факту маленькой речушке.

В Кингисеппе мы быстренько закупились едой на вечер и двинули к Ивангороду. Кингисепп, ака Ямбург у нас на завтра более подробно.

В обычное, доковидное, время попадали мы все туда только проездом к сухопутной границе с Эстонией. Дичь страшная, но факт: просто так туда не попадешь.

Мы подъзжаем к КПП, как будто въезжаем на режимный объект.

Показываем паспорта, Кирилл называет наши фамилии. У мальчика под попой даже не в будочке, а в простецком навесе лежит бамажка — пропуск, выписанный нам от отеля, где мы решили провести ночь: все равно нужно было останавливаться, а в Ивангород никак иначе не попадешь.

Костя нас пугал каким-то чудовищно унылым и запустелым городом, страшным, как после апокалипсиса, хотя никаких таких воспоминаний у меня при проезде к Нарвскому погранпереходу не было.

Кассандровы страшилки Кости не оправдались: мы въехали во вполне себе чистенький и приятный (может, лето?) городок, пришвартовались около гостишки, разместились — и пошли гулять.

Это невозможно будет потом, когда сюда доведется приехать уже просто проездом.

Июльские закаты в Ленобласти божественны. Догорал жаркий день, а белые ночи, хоть и отступили, но еще сопротивляются и гаснут не совсем.

Надо сказать, что Ивангородская крепость куда как более впечатляющая, нежели Нарвская — достаточно занюханная и заштатная.

Мы гуляли до одиннадцати — и после рухнули спать, так и не поняв смысла надписи на печке, поставленной как арт-объект недалеко от нашего ночлега.

12 July 2021. — Ivangorod (Russia)